РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ
БОГРАДСКИЙ РАЙОН
АДМИНИСТРАЦИЯ ПУШНОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 10.09.2012 с.Пушное № 35
О концепции управления
муниципальным имуществом
Администрации Пушновского сельсовета
В целях определения основных целей, задач и принципов политики администрации Пушновского сельсовета по управлению муниципальным имуществом администрации Пушновского сельсовета , обеспечивающих решение социально-экономических проблем, эффективности использования муниципальных имущественных ресурсов, согласно статьям 54,55 Устава муниципального образования администрации Пушновского сельсовета Администрация Пушновского сельсовета
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Концепцию управления муниципальным имуществом администрации Пушновского сельсовета (приложение).
2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Боградского района в разделе « Поселения».
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на специалиста 2 категории Прилепину Г.А.
Глава
Пушновского сельсовета: Г.И.Макеева
Приложение
к Постановлению Главы
Пушновского сельсовета
от 10.09.2012 №35
КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
АДМИНИСТРАЦИИ ПУШНОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
Общие положения
Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы политики администрации Пушновского сельсовета в сфере управления муниципальным имуществом, закрепленным за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, казны муниципального образования, а также имущественных прав муниципального образования, вытекающих из его участия в коммерческих организациях.
Предметом Концепции являются модели организации и механизмы управления муниципальным имуществом администрации Пушновского сельсовета, обеспечивающие достижение целей и решение задач в данной сфере, определенных в рамках политики социально-экономического развития муниципального образования.
Концепция исходит из основного принципа, согласно которому управление муниципальным имуществом должно быть направлено на решение социально-экономических проблем населения администрации Пушновского сельсовета и обеспечение экономического роста в целом и осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.
Концепция содержит разделы:
1. Цели, задачи и принципы управления муниципальным имуществом.
2. Управление муниципальной недвижимостью.
1. Цели, задачи и принципы управления муниципальным имуществом
Муниципальная политика в сфере управления муниципальным имуществом должна:
- носить публичный характер, обеспечивать участие граждан и их объединений в подготовке решений и осуществление мероприятий, направленных на формирование и реализацию этой политики;
- предусматривать ответственность органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц за социальные, экономические и иные последствия их деятельности по управлению, распоряжению и использованию муниципального имущества.
Муниципальная политика в сфере управления муниципальным имуществом должна быть системной, что требует выполнения следующих условий:
- реализация муниципальной политики в сфере управления муниципальным имуществом должна быть организована как планомерный, последовательный и непрерывный процесс;
- методы и технологии решения задач указанной политики должны быть разработаны и научно обоснованы с учетом опыта управления муниципальным имуществом;
- задачи муниципальной политики в сфере управления муниципальным имуществом, механизмы их реализации, требования к результатам должны быть реалистичными и учитывать социально-экономическое состояние муниципального образования, действительные возможности и ресурсы;
- задачи должны быть определены исчерпывающим образом и структурированы по их значимости, а их решение должно обеспечивать достижение поставленной цели.
Муниципальная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:
- создание правовых основ для построения эффективной системы управления муниципальным имуществом;
- обеспечение условий для привлечения инвестиций в недвижимость и формирования рынка земельных участков и иной недвижимости;
- реформирование системы платежей за землю и прочно связанную с ней недвижимость;
- увеличение доходов местного бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью;
- оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности в процесс совершенствования управления;
- повышение конкурентоспособности муниципальных организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращения выполнения несвойственных им функций.
Для реализации указанных целей администрации Пушновского сельсовета необходимо решить следующие задачи:
- фундаментом реализации муниципальной политики в сфере управления и распоряжения недвижимостью является разграничение собственности, в том числе на землю, здания, сооружения, включая входящие в состав имущественных комплексов муниципальных предприятий и учреждений;
- повысить эффективность управления муниципальным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детально регламентировать правовые процессы управления;
- оптимизировать количество объектов управления и перейти к пообъектному управлению;
- определить цели муниципального управления по каждому объекту управления (группе объектов);
- обеспечить права администрации Пушновского сельсовета как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
- обеспечить контроль за использованием и сохранностью муниципального имущества, а также контроль за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве руководителей муниципальных предприятий и учреждений, представителей администрации Пушновского сельсовета в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительных управляющих муниципальным имуществом;
- обеспечить поступление дополнительных доходов в местный бюджет;
- применительно к недвижимому имуществу, находящемуся исключительно в муниципальной собственности и используемому для ведения деятельности, являющейся муниципальной монополией, необходимо предусмотреть широкое использование концессионных методов управления.
Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для администрации Пушновского сельсовета всех структурных подразделений Пушновского сельсовета.
В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления муниципальным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:
1. Определение цели управления
Применительно к каждому объекту управления администрации Пушновского сельсовета должна быть определена и зафиксирована цель, которую она преследует и достижению которой служит объект.
Достижение целей администрации Пушновского сельсовета применительно к управлению различными видами объектов управления должно определяться соответствующими правовыми актами.
2. Выбор способа достижения цели
Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения руководителя (директора) и утверждается Главой администрации Пушновского сельсовета.
Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели администрации Пушновского сельсовета возлагается на руководителя и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски администрации Пушновского при недостижении запланированного результата управления.
3. Построение системы управления
Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений администрации Пушновского сельсовета, порядок выбора руководителей, мотивации руководителей, контроль за объектами управления и деятельностью руководителей, предоставление отчетности уполномоченным органам, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе руководителей и объектов управления.
Функционирование системы управления и порядок взаимодействия структурных подразделений администрации Пушновского сельсовета и подведомственных предприятий должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.
4. Обеспечение эффективности управления
Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состоянии объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности структурных подразделений администрации Пушновского сельсовета и подведомственных предприятий по управлению муниципальным имуществом.
5. Обеспечение профессионализма управления
Администрация Пушновского сельсовета крайне заинтересовано в профессиональном управлении муниципальным имуществом, в связи с чем необходимо совершенствовать систему подготовки и аттестации руководителей муниципальных предприятий и учреждений, муниципальных служащих. Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как муниципальные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в муниципальной собственности, доли администрации Пушновского сельсовета в уставных капиталах хозяйственных обществ, муниципальная недвижимость, в следующей логической последовательности:
а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между структурными подразделениями, положение дел и основные выводы);
б) постановка целей и задач управления;
в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых вопросов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);
г) контроль эффективности управления.
2. Управление объектами недвижимого имущества
Администрацией Пушновского сельсовета ведется работа по совершенствованию управления объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности Администрации Пушновского сельсовета. В настоящее время вопросы управления объектами недвижимости регулируются, помимо федерального законодательства, следующими нормативными актами, указанными в разделе 2 настоящего приложения.
Ведется работа по регистрации права собственности муниципального образования на объекты недвижимости. В ходе этой работы проводится проверка полноты и точности информации об объектах недвижимости, находящихся на балансе муниципальных предприятий и учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципального образования. При реализации отношений собственности муниципальное образование выступает как властная структура, устанавливающая нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов и обеспечивающая их выполнение. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в собственности муниципального образования могут находиться только три категории имущества:
1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных данным Федеральным законом;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
При этом органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать, какие виды муниципального имущества в пределах перечня, определенного Законом, необходимы им для решения вопросов местного значения. В случае возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не относящееся ни к одной из вышеперечисленных категорий, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Органы местного самоуправления до 1 января 2013 года должны осуществить в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, не относящегося ни к одной из вышеперечисленных категорий и находящегося в муниципальной собственности на день вступления в силу указанного Федерального закона. Данные положения Федерального закона создают правовые гарантии, предусматривающие использование муниципальной собственности в целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в этом случае органы местного самоуправления лишаются дополнительных доходов, поступающих в местные бюджеты от использования муниципальной собственности.
В связи с этим по-прежнему остается актуальной задача повышения эффективности использования муниципального имущества. Эту задачу необходимо решать, в частности, за счет обеспечения полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, проведения государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности, вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, четкого разграничения и скоординированности полномочий всех структурных подразделений Администрации Пушновского сельсовета, участвующих в процессе управления недвижимостью, установления жесткого контроля за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Кроме того, необходимо создать методическое обеспечение эффективного управления, в основу которого должны быть положены научно обоснованные, достоверные оценки эффективности управления объектами муниципальной собственности. При этом необходимо выделить основные понятия эффективности управления муниципальным имуществом:
экономическую эффективность, определяемую отношением доходов муниципального образования, получаемых за определенный период от принадлежащих ему объектов, к затратам на содержание, использование, функционирование указанных объектов, обусловившим получение доходов, включая затраты на управление;
социальную эффективность, которая определяется отношением социальных результатов, приносимых объектами муниципальной собственности за определенный период, измеренных в денежном выражении, к затратам на получение этих результатов;
функциональную эффективность системы управления муниципальной собственностью, определяемую полнотой реализации функций управления, которая может быть выражена в виде соотношения набора реализуемых функций управления муниципальной собственностью к расходам на управление ею. Перечень функций управления муниципальной собственностью может быть построен на основе официальных положений, регулирующих деятельность органов управления муниципальной собственностью. Такой набор может рассматриваться как нормативный.
К основным социальным эффектам, достигаемым за счет муниципальной собственности, следует отнести:
- повышение уровня и качества жизни, удовлетворение материальных и духовных потребностей населения непосредственно и путем развития сферы социальных услуг;
- расходование на социальные нужды части дохода, приносимого муниципальным имуществом;
- создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
Основным объектом управления становится комплексный объект, состоящий из земельного участка и всех связанных с ним зданий, сооружений.
В целях повышения эффективности регулирования земельно-имущественных отношений, обеспечения Администрации Пушновского сельсовета достоверной информацией об объектах муниципальной собственности, организации единой системы регистрации, учета и управления недвижимостью, для проведения политики администрации в области социально-экономического развития Пушновского сельсовета. Концепция включает мероприятия по внедрению информационной системы единого муниципального кадастра.
Задачей этих мероприятий является создание механизма, обеспечивающего ведение кадастра недвижимости на основе земельного кадастра путем информационного и технологического совмещения программно-технических комплексов информационных систем поселения, содержащих информацию об объектах земельно-имущественного комплекса и регистрации прав на недвижимое имущество.
Под единым муниципальным кадастром понимается объединенная информационная система на базе электронной карты и единых справочников, объединяющая реестры и кадастры, характеризующие комплексное социально-экономическое развитие поселения.
Необходимо разработать и реализовать новые подходы к решению вопросов, связанных с управлением муниципальным имуществом.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса;
- вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов муниципальной собственности, оптимизация структуры муниципальной собственности, включая структуру участия муниципального образования в хозяйственных обществах, уменьшение расходов местного бюджета на управление муниципальным имуществом;
- привлечение инвестиций, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и, безусловно, их выполнять;
- обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества.
Настоящая Концепция основывается на следующих основных принципах:
1) решение о целесообразности приватизации муниципального имущества разрабатывают органы по управлению муниципальным имуществом совместно с заинтересованными структурными подразделениями администрации с позиции повышения эффективности его использования;
2) способ приватизации каждого объекта определяется на основании анализа его эффективности.
Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели в области приватизации, должны стать:
дифференцированный подход к приватизации объектов муниципальной собственности;
расширение способов приватизации;
продажа муниципального имущества с рассрочкой.
Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой муниципальной политики, направленной на получение в перспективе отдачи от приватизации в форме налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей.
При принятии решений о приватизации необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых объектов, охраны окружающей среды и здоровья граждан.
Методы реализации муниципальной политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида муниципального имущества.
При приватизации необходимо:
1) определить оптимальное количество объектов, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарными предприятиями, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм;
2) провести в сжатые сроки приватизацию объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для муниципальных нужд;
3) проводить в целях повышения эффективности продажи акций, находящихся в муниципальной собственности, широкомасштабные маркетинговые исследования для выявления потенциального спроса на них.
Заключение
Предлагаемая Концепция разработана в связи с необходимостью активизации работы всех структур муниципального образования в направлении эффективного управления муниципальным имуществом, включая увеличение поступлений доходов в местный бюджет.
Исходя из учета имеющегося опыта работы структурных подразделений, тенденций экономического и социального развития Пушновского сельсовета, в Концепции сформулированы основные направления и инструменты, которые должны применяться как при разработке конкретных направлений, так и в целом по муниципальному образованию.
Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата муниципального образования.
Полная инвентаризация муниципального имущества, вовлечение его в гражданский оборот позволят сформировать баланс имущества муниципального образования, что является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями - стоимостью и ликвидностью, а также правовым режимом, обеспечивающим адекватный экономическим потребностям порядок их использования.