РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ
БОГРАДСКИЙ РАЙОН
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ПУШНОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
РЕШЕНИЕ
от 12.09.2012 с.Пушное № 72
Об утверждении концепции
развития налоговой базы
Пушновского сельсовета
В целях оценки состояния налоговой базы Пушновского сельсовета Совет депутатов Пушновского сельсовета Р Е Ш И Л:
- Утвердить Концепцию развития налоговой базы Пушновского сельсовета.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Глава
Пушновского сельсовета: Г.И.Макеева
Утверждена
решением Совета депутатов
Пушновского сельсовета
от 12.09.2012 № 72-
Концепция
развития налоговой базы Пушновского сельсовета
Комплексная программа «Реформирование муниципальных финансов Пушновского сельсовета на 2011-2013 годы», утвержденная решением Совета депутатов Пушновского сельсовета от 01.09.2011г. № 27, определила ряд важнейших проблем, решение которых будет способствовать созданию устойчивых и долговременных источников развития экономики и успешной реализации социальных задач, стоящих перед органами местного самоуправления Пушновского поселения. В рамках реализации программы реформирования, в целях создания условия для развития доходной базы поселения необходима разработка и реализация Концепции развития налоговой базы Пушновского сельсовета.
Концепция определяет основные цели, задачи и направления политики Пушновского сельсовета в отношении формирования и развития налоговой базы, способной обеспечить налоговыми поступлениями местный бюджет и повысить финансовую самостоятельность муниципального образования.
- 1. Оценка состояния налоговой базы Пушновского сельсовета
Формирование доходной части бюджета Пушновского сельсовета (далее – местный бюджет) в 2010 - 2011 годах происходило в условиях реформ местного самоуправления, межбюджетных отношений, социальной сферы. В связи с передачей ряда налогов на другие уровни бюджетной системы вырос удельный вес финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней и снизился удельный вес собственных доходов в общей сумме доходов муниципального образования. В 2010 году доля собственных доходов в общем объеме доходов составляла около 3 процентов, в 2011 году - 17 процентов, по плану на 2012 год – 10,2 процента. Передача с местного уровня на другие уровни бюджетной системы расходных полномочий не компенсирует в полной мере потери местного бюджета, образовавшиеся в результате перераспределения налогов в соответствии с федеральным законодательством. В связи с этим расходная часть местного бюджета рассчитывалась исходя из реальных возможностей доходной части бюджета с учетом предельного размера дефицита в соответствии с Бюджетным кодексом. Собственные доходы местного бюджета формируются преимущественно за счет налоговых поступлений. Поэтому развитие налоговой базы является значимым направлением в увеличении доходов местного бюджета
(тыс.руб.)
Наименование показателя |
за 2010 год |
2011 год |
2012год (прогноз) |
|
план |
факт |
|||
Доходы бюджета муниципального образования, всего: в т.ч.: |
4827,4 |
7073,4 |
6525,3 |
9519,6 |
Собственные доходы |
141,1 |
1156,3 |
1114,9 |
1150,4 |
доля в доходах бюджета, % |
2,9 |
16,3 |
17,1 |
12,1 |
Безвозмездные поступления в бюджет муниципального образования, из них: |
4686,3 |
5917,1 |
5410,4 |
8369,2 |
дотации |
3943,8 |
2466,2 |
2466,2 |
3240 |
субвенции |
56,2 |
58,2 |
46,5 |
57,2 |
субсидии |
- |
1283,5 |
788,5 |
4922 |
иные межбюджетные трансферты и прочие безвозмездные поступления |
686,3 |
2109,2 |
2109,2 |
150 |
Согласно действующему законодательству основными источниками пополнения собственной доходной части бюджета Пушновского сельсовета являются поступления по следующим налогам и сборам:
налог на доходы физических лиц;
налог на имущество физических лиц;
земельный налог.
Структура налоговых доходов бюджета
Пушновского сельсовета
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
|
план |
факт |
прогноз |
|
Налоговые доходы, тыс. руб. |
94,8 |
96,0 |
107,2 |
В том числе: |
|
|
|
Налог на доходы физических лиц, тыс. руб. |
70,0 |
74,7 |
73,5 |
доля в налоговых доходах, % |
73,8 |
77,8 |
68,6 |
Налог на имущество физических лиц, тыс. руб. |
5,8 |
6,1 |
10,0 |
доля в налоговых доходах, % |
6,1 |
6,3 |
9,3 |
Земельный налог, тыс. руб. |
15,0 |
11,3 |
21,0 |
доля в налоговых доходах, % |
15,8 |
11,8 |
19,6 |
Земельный и налог на имущество физических лиц пока не могут стать определяющими в структуре доходов местного бюджета. На низкий удельный вес земельного налога в налоговых поступлениях в значительной степени повлияло отсутствие полноценного реестра объектов налогообложения, а также несовершенство утвержденной Роснедвижимостью методики определения кадастровой стоимости земельных участков.
Исчисление земельного налога с использованием государственной кадастровой оценки земли привело к тому, что доходы от него снизились в муниципальных образованиях более чем в два раза, а в некоторых - в 5-10 раз.
В связи с этим первоочередные действия органов местного самоуправления Пушновского поселения в области повышения бюджетных поступлений должны быть направлены на развитие налоговой базы муниципального образования.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что при решении задач развития и укрепления налоговой базы местного бюджета целесообразно сделать акцент на повышении доходов населения, развитии предпринимательского сектора экономики села, создании условий рентабельной работы организаций, развитии рынка недвижимости. Необходимо задействовать также резервы расширения потребительского рынка и сферы услуг.
- 2. Основные проблемы развития налоговой базы
Пушновского сельсовета
Исходя из анализа налогового потенциала, факторов, оказывающих влияние на его формирование, а также требований и возможностей действующего налогового законодательства сформулированы основные проблемы развития налоговой базы Пушновского сельсовета:
- Неустойчивость макроэкономических условий, что не позволяет обеспечить стабильного улучшения финансовых результатов работы организаций и повышения доходов физических лиц.
- Нестабильность налогового законодательства, ограничивающего возможности для проведения долгосрочной налоговой политики.
- Нестабильность нормативов разделения доходов между уровнями бюджетной системы.
- Несовершенные межбюджетные отношения.
- Ограниченные налоговые полномочия органов местного самоуправления.
- Сокрытие и снижение налогооблагаемой базы индивидуального предпринимательства.
- 3. Цели и задачи Концепции
Главными целями развития налоговой базы Пушновского сельсовета являются расширение и укрепление доходной базы бюджета, увеличение ее налоговой отдачи и мобилизация на этой основе максимальных налоговых поступлений в бюджет. С учетом указанной цели требуется:
- создание стабильной налоговой системы;
- повышение качества управления муниципальными финансами.
В ходе реализации Концепции для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- проведение регулярного анализа налоговой базы Пушновского сельсовета для определения возможных путей ее развития;
- консультационная и организационная поддержка предпринимательства с целью создания благоприятных условий осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- ужесточение мер воздействия и совершенствование налогового администрирования в целях повышения собираемости налогов и сборов;
- повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса населения села, содействие развитию потребительского рынка и сферы платных услуг населению;
- проведение активной социально-экономической политики на территории муниципального образования способствующей расширению налогооблагаемой базы и увеличению налоговых поступлений в бюджет, повышению собираемости налоговых платежей;
- не допускать потерь бюджета, связанных с предоставлением неэффективных налоговых льгот.
- 4. Принципы и направления развития налоговой базы
Пушновского сельсовета
Основными принципами отбора важнейших направлений развития налоговой базы и реализующих их мероприятий в рамках Концепции рассматривались актуальность, соответствие требованиям федерального и республиканского налогового законодательства, доступность информации об основных объектах налогообложения, уважения к налогоплательщику.
Также, развитие налоговой базы поселения должно осуществляется в тесной взаимосвязи с действующей программой социально-экономического развития Пушновского сельсовета Боградского района Республики Хакасия на период 2012- 2016 год. Одной из экономических задач данной программы является увеличение доходной части бюджета посредством реализации мероприятий программы. Пушновский сельсовет планирует выступать в качестве гаранта при получении кредитов на развитие сельского хозяйства. За счет проводимых мероприятий значительно увеличатся объемы производства продукции сельского хозяйства. Одним из результатов реализации программы социально-экономического развития должно стать увеличение уровня налоговых доходов на 47,3%.
В соответствии с определенными принципами в среднесрочной перспективе налоговая база Пушновского сельсовета будет развиваться в следующих направлениях:
4.1. Осуществление социально-экономической политики, обеспечивающей:
- повышение реальных доходов населения и на этой основе последовательное повышение уровня жизни населения, высокой степени занятости и адресности социальной поддержки населения, что должно способствовать росту поступлений налогов на доходы и имущество физических лиц;
- проведение целенаправленной работы с крестьянско-фермерскими хозяйствами, в целях улучшения результатов их финансово-хозяйственной деятельности, существенного сокращения задолженности по налоговым платежам, своевременной уплаты текущих платежей, увеличения поступлений налогов, особенно в части местного бюджета;
- создание благоприятного инвестиционного и делового климата, способствующего ускорению темпов развития малого и среднего предпринимательства и повышению налоговых поступлений в местный бюджет, получаемых от предпринимательского сектора, развитие объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширение доступа предпринимателей к информационным ресурсам, принятие действенных мер по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
- содействие развитию потребительского рынка и расширению сферы платных услуг населению путем предоставления необходимых помещений, земельных участков, привлечения инвестиций.
4.2. Совершенствование налогового законодательства муниципального образования путем:
- инвентаризации нормативных актов органов местного самоуправления Пушновского поселения о налогах и сборах;
- продолжения практики сокращения предоставления налоговых льгот.
4.3. Улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения путем:
- установления жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкого усиления мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение;
- реализации мер по повышению собираемости налоговых платежей и обеспечения полного поступления начисленных налогов и сборов;
- проведения органами местного самоуправления постоянного мониторинга деятельности предпринимательства по предоставляемым данным налоговыми органами;
- проведения целенаправленной работы с недоимщиками по погашению накопленной задолженности по начисленным налогам.
- 5. Последствия развития налоговой базы Пушновского сельсовета
Главной целью деятельности органов местного самоуправления является повышение уровня социально-экономического развития территории, улучшение условий проживания каждого жителя села. Выполнение указанной цели зависит прежде всего от финансовых возможностей муниципалитета. Доходная часть бюджета муниципального образования в большей степени зависит от налоговой базы, в связи с чем целесообразно направить всемерные усилия органов местного самоуправления на ее развитие.
Также посредством повышения прозрачности налогового процесса должно усилиться позитивное восприятие общественным мнением деятельности органов местного самоуправления, что будет способствовать укреплению экономической и социально-политической стабильности в самом поселении.